«Оценивать конфликтную ситуацию, сложившуюся между Украиной и Молдавией в вопросе принадлежности территории 52-го километра автотрассы Одесса-Рени, сложно сразу по нескольким причинам», — заявил 19 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости эксперт Донецкого института информации Алексей Круподер .
«Во-первых, неизвестны некоторые дипломатические нюансы договоренностей двух стран в отношении этих территорий. Молдавская общественность связывает сложившуюся ситуацию с договором, подписанным в начале 2010 года тогдашним премьер-министром Украины Юлией Тимошенко и премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом . С деталями этого договора ни украинская, ни молдавская общественность толком не ознакомлены, что и наводит на подобные подозрения. Во-вторых, непонятна противоречивая позиция «пострадавшей» стороны. В Молдавии по этому вопросу наличествует откровенный раскол как между обществом и властью, так и между самими государственными ведомствами. Молдавская общественность настаивает, что Украина своими действиями самовольно пытается сместить границу на 120 метров вглубь суверенной территории Молдавии. Официальный Кишинев, в свою очередь, фактически отмалчивается. Непосредственно вовлеченная в ситуацию погранслужба страны самоустранилась и возложила ответственность на МИД. А МИД, в свою очередь, вообще не предпринимает никаких действий. И.о. президента Молдавии Михай Гимпу при этом раздраженно советует журналистам «не возиться с мелочами». Словом, раскол у наших соседей есть и он, вполне возможно, обусловлен именно упомянутыми «секретными» договоренностями двух стран в начале уходящего года», — считает Круподер.
По его мнению, реальный интерес в этой ситуации составляют не основания, на которых украинская сторона производит переформатирование пограничной линии, а мотивация таких действий со стороны руководства Украины. «Ведь корни этой проблемы лежат в 2005 году, а сама ошибка была обнаружена еще в 2008 году. За эти годы проблему можно было решить. Но при предыдущем президенте Викторе Ющенко , за все 5 лет его каденции, никаких действий не предпринималось. Сейчас же, спустя год с начала президентства Виктора Януковича , этой проблемой ни с того, ни с сего решили заняться. Вполне возможно, что нынешняя команда власти использовала это замороженное недоразумение как прием «маленькой победоносной войны». К ней зачастую прибегают многие политические лидеры с целью отвлечь общество от внутренних проблем или превознести себя в его глазах. В условиях, когда реальную войну развязывать никто не собирается, ее можно заменить войной дипломатической. Молдавия для Украины в этом случае — идеальный сосед. Она не член ЕС и НАТО , а кроме того — переживает текущий политический кризис и перманентный территориальный кризис в связи с существованием в ее границах самопровозглашенного Приднестровья. Победив в затеянном конфликте, впоследствии Янукович и партия в
1b6c
ласти смогут апеллировать к этому достижению в периоды предвыборных кампаний, создав себе имидж защитников национальных интересов. Тем более, что в этой ипостаси они еще не представали, постоянно претерпевая критику за игру в поддавки с руководством РФ. Кроме того, проблема на границах частично оттянет внимание общества от других проблемных тем, таких как, например, введение новых налоговых правил. Словом, победа на внешних фронтах нынешней украинской власти крайне необходима. Поэтому, возможно, речь будет идти даже о серии небольших дипломатических войн за спорные территории Украины и некоторых ее соседей. И вторым претендентом на жертву может стать Румыния, с которой у Украины давние территориальные счеты. Далеко не факт, что все такие конфликты будут победоносными для нынешней украинской власти. Но они создадут общественный резонанс, достаточный как для отвлечения внимания от проблем в экономике, так и для трансформации своего имиджа в глазах своих граждан», — считает Алексей Круподер.
Как сообщало ИА REGNUM Новости , 15 ноября украинские власти демонтировали на молдавско-украинской государственной границе пограничные знаки N0608 и N0609, расположенные на украинской стороне близ села Паланка, в связи с чем МИД Молдавии 17 ноября выразил «глубокую обеспокоенность» и потребовал объяснений.
МИД Украины в свою очередь 18 ноября заявил, что украинские пограничники просто исправили ошибку, допущенную при демаркации границы с Молдавией. «Мы исходим из того, что в соответствии с двусторонним соглашением, участок автодороги в районе населенного пункта Паланка должен быть передан в собственность Украине, включая землю под дорогой», — заявил пресс-секретарь МИД Украины Олег Волошин . В то же время Госпогранслужба Украины 18 ноября заявила, что перенос погранзнаков на украино-молдавской границе вызван «техническими вопросами».
Справка ИА REGNUM Новости : В соответствии с договором от 1999 года об обмене территориями Молдавия получила от Украины участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а сама, в свою очередь, пообещала передать Украине участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому она проходит. Впоследствии дорогу Кишинев передал, а земельный участок — нет. В феврале 2010 года тогдашний министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил, что в течение месяца Молдавия, возможно, завершит передачу Украине участка автодороги. В то же время официальные представители Кишинева и после этого неоднократно заявляли, что земля в районе молдавского населенного пункта Паланка неотчуждаема от молдавской территории и не будет передана Украине.