Приостановка финансирования государственной целевой программы по созданию корабля класса «корвет» для Военно-морских сил Вооружённых сил Украины может иметь негативные последствия для сотрудничества с Европейским Союзом. Об этом заявил эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Дмитрий Богданов.
«Последнее заявление директора Департамента финансов Минобороны Ивана Марко, а также опубликованное в прессе интервью министра обороны Михаила Ежеля о финансировании и перспективах реализации программы развития вооружения военной техники вызвало шок в экспертной среде Украины, а также абсолютное непонимание европейских экспертов, которые были ранее привлечены к реализации «корветной программы», — сказал он.
Эксперт напомнил, что утверждённый технический проект предусматривает значительное участие европейских партнёров в создании корабля класса «корвет» для ВМС Украины.
«Нельзя сказать, что этот корабль необходим Украине как воздух, но при условии отсутствия его к 2018 году ВМС вообще могут остаться без боеспособных кораблей», — спрогнозировал возможные последствия замедления реализации программы «корвет» Богданов.
По словам эксперта, учитывая то, что на строительство одного корабля уходит около двух лет, в случае реализации этой программы проблема была бы решена, но сегодня говорить об этом не приходится.
«Участие европейских компаний в «корветной программе» было определено как 60 на 40, однако в стоимости проекта, с учётом дороговизны европейского оружия, которое, кстати говоря, никогда в Украине не разрабатывалось и не производилось, доля европейских производителей фактически составляет больше половины! Соответственно, «корвет» был больше международным проектом и имеет имиджевое значение для Украины как государства, которое стремится в Европейский Союз», — отметил Дмитрий Богданов.
Эксперт уверен, что если ранее взятые на себя Украиной обязательства в отношении проекта не будут выполнены, это наложит негативный отпечаток на взаимоотношения Украины со странами Евросоюза. В связи с этим Богданов напомнил, что в реализации программы участвуют предприятия Франции, Германии и Италии.
«То есть, ведущие экономически развитые страны Европы так или иначе были задействованы в этом проекте, и их влияние на европейскую политику достаточно велико. И, соответственно, если мы будем игнорировать их интересы, то с нами могут просто перестать сотрудничать», — констатировал эксперт ЦИАКР.
При этом Дмитрий Богданов отметил, что, несмотря на приостановку финансирования, юридически пока нет никаких изменений в этой програ
15bc
мме.
«Корвет» разрабатывается в соответствии с постановлением Кабинета министров, которое никто ещё не отменял», — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что финансирование разработки «корвета» — это не попытка обеспечить ВМС кораблями, а в первую очередь поддержка реального сектора экономики, в частности тех производств, которые ещё остались в Украине и могут позволить стране сохранить своё место на мировом рынке вооружения и военной техники.
«Проанализировав заявление генерала Марко, можно сказать, что если программа будет возобновлена в лучшем случае после 2014 года, то это будет провалом в экономике на протяжении практически пяти лет», — считает Богданов.
Как сообщалось ранее, директор Департамента финансов Министерства обороны Иван Марко заявил, что правительство приостанавливает финансирование государственных программ по созданию корабля класса «корвет», самолета Ан-70 и модернизации вертолетов.
В свою очередь, министр обороны Михаил Ежель выразил мнение, что государственная программа создания корабля класса «корвет» для ВМС Украины нуждается в пересмотре, потому что создавалась под «натовское оружие».