Заместитель Председателя Правительства России А.Д.Жуков провёл в г.Улан-Удэ выездное совещание по мониторингу ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ

Выступление А.Д.Жукова:

Уважаемые участники совещания!

Мы проводим сегодня очередное и последнее в этом году выездное совещание в Правительстве Российской Федерации по мониторингу ситуации на рынке труда в Сибирском федеральном округе. Основная цель совещания – оценить ситуацию на рынке труда в целом в Российской Федерации, в том числе в Сибирском федеральном округе в 2010 году, обсудить те задачи, которые необходимо решать в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на региональных рынках труда в 2011 году.

Прежде всего хотел бы обратить ваше внимание на положительную динамику основных индикаторов рынка труда на протяжении года.

Экономический рост способствует стабилизации ситуации на рынке труда и повышению доходов работающего населения, в том числе росту номинальной и реальной заработной платы в организациях всех видов экономической деятельности. Так, за январь–сентябрь 2010 года номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась на 11,7 %, а реальная – на 5,0% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Численность занятого населения увеличилась с начала года с 67,7 млн человек до 71,2 млн человек в августе и незначительно снизилась в сентябре.

Общая численность безработных за этот период снизилась на 1 млн 800 тыс. человек (с 6,8 млн человек или 9,2% от экономически активного населения в январе до 5,0 млн человек или 6,6% в сентябре). По уровню общей безработицы мы вышли на докризисные показатели октября 2008 года. Вместе с тем за этот период в 10 субъектах Российской Федерации наблюдалось некоторое увеличение уровня общей безработицы.

Показатели общей безработицы за июль–сентябрь в Сибирском федеральном округе превышают общероссийские показатели (7,6% против 6,6%). Так, наибольшее значение уровня общей безработицы было зарегистрировано в Республике Тыва (21,3%), Республике Алтай (11,5%) и Забайкальском крае (10,9%). В то же время в Томской области (4,9%) и Красноярском крае (5,3%) эти показатели лучше общероссийских.

Продолжает снижаться начиная с конца февраля численность зарегистрированных безработных – с 2 млн 286 тыс. до 1 млн 527 тыс. человек на 10 ноября текущего года или более чем на 750 тыс. человек. При этом снижение численности зарегистрированных безработных происходило в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Некоторое увеличение численности безработных за последнюю неделю мониторинга (с 3 по 10 нояб
3184
ря) на 2358 человек обусловлено сезонным фактором, который ежегодно отмечается в осенний период.

Уровень зарегистрированной безработицы в Сибирском федеральном округе за 10 месяцев снизился с 3,1 до 2,1% от численности экономически активного населения. По состоянию на 3 ноября, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Сибирского федерального округа, снизилась на 33%, или на 102 тыс. 700 человек, по сравнению с началом года и составила 210 тыс. 600 человек. Тем не менее надо обратить самое серьёзное внимание на высокий уровень регистрируемой безработицы в таких субъектах Российской Федерации, входящих в округ, как Республика Тыва (5%), Республика Алтай и Алтайский край (3%).

В связи со снижением численности безработных и ростом потребности работодателей в работниках (по состоянию на конец октября, количество вакансий составило 1 млн 167 тыс. человек) с начала года наметилась тенденция к снижению коэффициента напряжённости на рынке труда (численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) с 3,1 до 1,5.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости Сибирского федерального округа, возросло с начала года более чем на 70 тыс. единиц, или на 90,9%, а коэффициент напряжённости на рынке труда – немного выше, чем в среднем по России (он снизился в округе с начала года с 4 до 1,7 единицы). Вместе с тем следует отметить достаточно напряжённую ситуацию на рынке труда в Забайкальском крае, где коэффициент напряженности составляет 6,9 единицы, в Алтайском крае – 4,1 единицы, Республике Тыва – 3,5 единицы.

Суммарная численность работников с неполной занятостью (численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации) с конца февраля существенно уменьшилась (более чем на 1 млн человек) и составляет в настоящее время 592 тыс. человек. При этом следует заметить, что происходит уменьшение численности работников с неполной занятостью по всем её видам.

С начала года улучшилось соотношение количества граждан, уволенных и принятых на работу в организации. В январе–сентябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года приём работников увеличился на 24,7%, увольнение работников сократилось на 6,3%. В Сибирском федеральном округе, по данным за сентябрь, количество выбывших работников (69,9 тыс. человек) несколько превысило количество принятых (68,4 тыс.).

Уважаемые участники совещания!

Всего на реализацию дополнительных мер по поддержке рынка труда на 2010 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 39,5 млрд рублей.

Средства субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ перечислены во все субъекты Российской Федерации на общую сумму 38,4 млрд рублей, или 99,6% от общего объёма средств федерального бюджета, запланированных в программах, а это 38,5 млрд рублей.

Учитывая положительное влияние реализации региональных программ в 2009 и 2010 годах на ситуацию на рынке труда, их реализация будет продолжена и в 2011 году.

Об особенностях формирования мероприятий программ в 2011 году мы с вами уже говорили на предыдущем совещании, которое проходило в режиме видеоконференции в сентябре. Напомню, что в 2011 году произойдёт существенное смещение акцентов в мероприятиях указанных программ, в том числе:

к общественным и временным работам планируется привлекать только работников системообразующих и градообразующих предприятий, а также безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в моногородах. Численность участников составит 200 тыс. человек, объём средств федерального бюджета оценивается более чем в 3,6 млрд рублей;

в опережающем профессиональном обучении работников, находящихся под угрозой увольнения, и стажировках примут участие работники организаций, представивших программы развития и модернизации, а также женщины, работающие во вредных и тяжелых условиях труда. Численность участников составит 100,3 тыс. работников, объём средств федерального бюджета оценивается в 2,7 млрд рублей;

в стажировках примет участие более 70% выпускников образовательных учреждений, находящихся под риском нетрудоустройства. Численность участников составит 57 тыс. выпускников образовательных учреждений, объём средств федерального бюджета оценивается более чем в 2,7 млрд рублей;

в мероприятии по содействию самозанятости безработных граждан и создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан примут участие 106 тыс. человек, объём средств федерального бюджета оценивается в 10,3 млрд рублей;

в мероприятии по содействию трудоустройству инвалидов (оснащение специальным оборудованием рабочих мест) примут участие также незанятые граждане, воспитывающие детей-инвалидов, и многодетные родители, а размер возмещения работодателю затрат на создание или оснащение рабочего места будет увеличен с 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Численность участников составит 13,8 тыс. человек, объём средств федерального бюджета оценивается в 437,6 млн рублей;

при переселении работников в другую местность будут привлекаться в основном граждане для работы в соседних (приграничных территориях) без оказания услуги по проживанию (маятниковая миграция). Численность участников составит 8 тыс. граждан, объём средств федерального бюджета оценивается в 448 млн рублей.

В целом c учётом других мероприятий в реализации региональных программ в 2011 году примет участие около 900 тыс. человек (в 2009 году – 2,8 млн человек, в 2010 году – 1,5 млн человек). Оценочно расходы федерального бюджета на их реализацию составят 27,8 млрд рублей (в 2009 году – 43,7 млрд рублей, в 2010 году – 39,5 млрд рублей). Указанные объёмы средств федерального бюджета учтены в проекте федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Уважаемые коллеги!

Тенденции в развитии ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, в основном соответствуют общероссийским тенденциям. Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание на несколько моментов.

В Сибирском федеральном округе достаточно остро стоит проблема неполной занятости и риска увольнения работников. В настоящее время (по состоянию на 10 ноября 2010 года) наибольшие масштабы неполной занятости и предполагаемого увольнения работников отмечаются в Забайкальском крае (соответственно 46,2 тыс. и 2,3 тыс. человек), Алтайском крае (14,4 тыс. и 5,2 тыс. человек), Омской области (11,1 тыс. и 5,5 тыс. человек), Красноярском крае (10,4 тыс. и 6,7 тыс. человек).

В Республике Тыва в течение 2010 года отмечается стабильно высокий уровень безработицы (максимальное значение составляло 7,7% в апреле 2010 года). Экономика региона в основном ориентирована на сельское хозяйство. В этой связи реализация антикризисных мер в рамках реализации мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Республики Тыва, была не столь эффективной, так как меры были рассчитаны в основном на поддержку работников промышленных предприятий. Представляется, что республике нужно больше внимания уделять развитию самозанятости и малого предпринимательства, что позволило бы значительно снизить сельскую безработицу.

Промышленно развитая Кемеровская область в силу преобладания в экономике региона моноструктурности (2-е место после Московской области по количеству моноструктурных муниципальных образований) в условиях кризиса ощутила наибольшие трудности в сфере занятости по сравнению со своими соседями – Красноярским краем, Иркутской, Омской, Томской и Новосибирской областями, где экономика является диверсифицированной. Из всех вышеперечисленных субъектов Российской Федерации, входящих в СФО, в Кемеровской области по состоянию на начало ноября 2010 года отмечается самый высокий уровень регистрируемой безработицы – 2,5%.

Просьба обратить особое внимание на эти вопросы при формировании региональных программ на 2011 год.